Самозанятость: как оформить пошагово со скриншотами и разъяснениями

Как оформить самозанятость фото

Итак, вы приняли решение стать самозанятым — дальше требуется пройти процедуру регистрации в налоговом органе. Получить статус очень просто — у меня весь процесс занял не более 10 минут. Никакая подготовка не требуется, при использовании некоторых способов регистрации не нужны даже документы. Рассказываю пошагово, как получить самозанятость: как оформить и официально начать трудиться в новом статусе.

Как стать самозанятым — пошаговая инструкция

Регистрация статуса регламентирована п.7.3 ст. 83 НК РФ. Исходя из законодательной нормы, чтобы стать самозанятым, нужно уведомить о своем желании налоговый орган. При этом идти в налоговую инспекцию не надо. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 31.03.17 №ММВ-7-14/270@. Самозанятым лицом может стать любой гражданин, ведущий деятельность и получающий доход, при соответствии условиям, обозначенным законодательством РФ.

Напомню, что можно оформить самозанятость даже, если работаешь официально — главное, не оказывать услуги самозанятого тому, у кого трудоустроен.

Получить статус в 2021 году можно любым удобным способом:

  1. Через приложение «Мой налог», устанавливаемое на телефон или планшет.
  2. Кабинет налогоплательщика НПД (налога на профдоход).
  3. Через сервисы банковских учреждений.

Стать самозанятым можно уже с возраста 14 лет. Кроме того, лица до 18 лет, впервые зарегистрированным после 01.01.2021 года получат дополнительный налоговый вычет 12130 руб., в целом он составит для них 22130 руб. (12130+стандартная льгота 10 тыс. руб.).

Предлагаю подробно рассмотреть все способы регистрации. Читайте также статью о том, как правильно работать самозанятым — оформлять и выбивать чеки, передавать их клиентам и так далее.

При регистрации никакой подтверждающий документ самозанятым не выдается. Но при необходимости доказать свой статус можно, оформив справку в спецприложении «Мой налог» и личном кабинете плательщика НПД: раздел Настройки — Справки.

Справка о статусе самозанятого фото

Проводить платежи можно сразу после регистрации, налог рассчитается автоматически. Если человек зарегистрировался как самозанятый, а дохода нет, взносы начисляться не будут. Отказаться от статуса также не составит труда.

Читайте подробный обзор, что такое самозанятость и что дает статус.

Регистрация через приложение «Мой налог»

Чтобы оформиться самозанятым, нужно начать с установки специального программного обеспечения. Требуется скачать приложение «Мой налог» на телефон или планшет — на компьютер поставить ПО не получится, поскольку поддерживаются только ОС Android и iOS.

Скачивайте программу только из проверенных источников, поскольку в сети уже появились мошеннические копии продукта.

Безопасно пользоваться официальным сайтом ФНС РФ — я именно отсюда скачивала для себя приложение (через AppStore или Google Play, в зависимости от операционной системы).

После входа в скаченное приложение откроется вкладка с приглашением подключить новый налоговый режим, затем потребуется дать согласие на обработку личных сведений и ознакомление с правилами.

Как оформить самозанятость в приложении "Мой налог" фото

После этого нужно выбрать любой из 3 способов регистрации:

  • по паспорту — единственный документ, который нужен, чтобы оформить самозанятость;
  • через личный кабинет ИФНС (ЛК);
  • через Госуслуги.

В последних двух случаях человек должен быть зарегистрирован на порталах. На ресурсе Госуслуг запись должна быть подтвержденная. К слову, подтвердить аккаунт можно в МФЦ или быстро через Сбербанк Онлайн.

Если выбрать регистрацию через порталы, потребуется ввести свои логин и пароль. Я выбрала оформление через Госуслуги.

Далее в представленном перечне нужно указать регион, где ведется деятельность. Необязательно, чтобы он совпадал с местом жительства плательщика НПД. Самозанятому можно зарегистрироваться в другом регионе — например, где значится его клиент.

Затем нужно подтвердить намерение направить заявление на постановку на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Теперь отправленные сведения рассматриваются в ИФНС — о решении гражданину придет уведомление по СМС или в приложении. Мой телефон есть в анкете Госуслуг, поэтому у меня номер не запрашивали. Если его нет, потребуется ввести цифры в предложенное поле.

Сколько времени занимает регистрация самозанятого, зависит от сопутствующих обстоятельств (способа оформления, наличия аккаунта на Госуслугах, загруженности системы и так далее). Решение в большинстве случаев приходит в течение часа, мне статус был одобрен через 3 минуты (можете сами убедиться по иконке часов на скриншоте). Вот так выглядит приложение самозанятого гражданина после успешного прохождения регистрации и получения статуса.

Регистрация в приложении "Мой налог" фото

Регистрация самозанятого в приложении "Мой налог" фото

При регистрации с предоставлением паспорта срок рассмотрения дольше. При оформлении этим способом нужно указать номер телефона, также выбрать регион деятельности. Кроме того, потребуется сфотографировать разворот паспорта камерой смартфона.

Для распознавания данных потребуется сделать снимок своего лица. Далее также все персональные сведения отправляются в ФНС на рассмотрение. Принятие решение осуществляется в срок до 6 рабочих дней. На практике статус дается быстрее.

Для работы в приложении каждый раз потребуется вводить пин-код, который самозанятый придумывает и указывает при регистрации. Поэтому его нужно запомнить.

Поступающие платежи суммируются в поле «Выручка» помесячно. При получении оплаты за услуги нужно каждый раз формировать чек — это делается путем нажатия на опцию «Новая продажа».

В 2020 году всем самозанятым предоставлялся бонус на оплату налогов — как видите, вычет составляет 22130 руб. Подробнее, сколько придется платить в налоговую с дохода и иные особенности налогообложения, читайте в специальной статье.

Интерфейс в приложении интуитивно прост и работать в нем легко — мне оно более удобно, чем, например, кабинет налогоплательщика для самозанятых.

Как оформиться с помощью портала Госуслуг

Непосредственно зарегистрировать статус плательщика НПД через портал Госуслуг нельзя. Но подтвержденный аккаунт дает возможность пройти быстрое оформление через приложение «Мой налог» или кабинет налогоплательщика НПД. В этом случае не нужно сканировать паспорт, вводить персональные данные и делать селфи. Сведения в ИФНС передаются автоматически.

Достаточно войти в сервис для самозанятых, выбрать вход через Госуслуги, ввести логин и пароль от портала.

Оформление через личный кабинет налогоплательщика НПД

Еще один вариант, как быстро стать самозанятым — через личный кабинет плательщика НПД.

Обратите внимание, что это сервис именно для самозанятых. То есть к стандартному личному кабинету ФНС он отношения не имеет.

Для входа также требуется выбрать любой удобный способ:

  • через кабинет налогоплательщика, введя ИНН и пароль;
  • по номеру телефона;
  • через портал Госуслуг — аккаунт должен быть подтвержден.

Регистрация самозанятого через личный кабинет НПД фото

Регистрация проходит стандартным образом и возможна на ПК. В этом случае не требуется сканировать паспорт и делать селфи. После рассмотрения заявки (по закону — 6 дней) становится доступным функционал сервиса. На практике принятие решения происходит быстрее.

Личный кабинет налогоплательщика НПД фото

В сервисе самозанятого также отображаются данные по выручке, налоговым начислениям, статистика. Кабинетом можно пользоваться на телефоне, планшете и ПК.

Как зарегистрировать статус через банк

Многие финансовые учреждения предлагают своим клиентам зарегистрировать самозанятость и выступают посредниками при начислении и уплате НПД. Полный перечень банков, где разрешена такая опция, приведен на официальном сайте ФНС. Среди них Сбер Банк, Альфа-Банк, ВТБ, Тинькофф, Барс Банк, Киви Банк, МТС Банк, Совкомбанк, СКБ-Банк и другие. При этом финансовые учреждения предлагают самозанятым льготные условия, бонусы, спецпредложения.

Кстати, можно иметь статус одновременно в нескольких банках, но налоги оплачивать через один.

Сбербанк Онлайн

Сбер Бизнес предлагает оформиться самозанятым за 2 минуты. Для этого нужно в мобильном приложении СберБанк Онлайн пройти во вкладку Каталог — Услуги — Свое дело — Подключить сервис.

Подключение самозанятости в Сбербанке фото

Далее требуется заполнить данные (регион, вид деятельности) и указать карту, куда будут поступать платежи от клиентов.

Регистрация самозанятости в Сбербанке фото

Также можно пройти регистрацию с помощью смс, отправив сообщение «САМ» на номер 9000 (придет ссылка, по которой нужно перейти).

После регистрации становятся доступными все необходимые опции:

  • прием платежей;
  • формирование чеков;
  • оплата налогов.

Сбер Бизнес предоставляет бесплатный пакет услуг «Свое дело», в него входят:

  • цифровая карта;
  • обучающая платформа;
  • планировщик;
  • консультации юриста (3 бесплатных);
  • шаблоны документов с автоматическим заполнением (договора, акты).

К слову, подключиться к пакету «Свое дело» и пользоваться им можно и уже зарегистрированным самозанятым.

Для этого в приложении «Мой налог» или личном кабинете плательщика НПД перейти во вкладку «Прочее» — «Партнеры» и из представленного перечня выбрать ПАО Сбербанк. Далее сервис подключается на сайте банка.

Самозанятость в Сбербанке фото

Тинькофф

Банк также предлагает первичную регистрацию самозанятых. Граждане, получившие статус ранее, тоже могут подключиться и вести деятельность через «Тинькофф». Регистрация осуществляется через личный кабинет на сайте. Нужно перейти во вкладку «Управление профилем» — «Самозанятость». Ввести данные (вид деятельности, регион), нажать «Зарегистрироваться».

Открывать спецсчет не требуется, принимать платежи допускается на любой (дебетовой, кредитной карты, накопительный).

Как ИП зарегистрироваться самозанятым гражданином

Согласно положениям закона, индивидуальный предприниматель вправе оформиться самозанятым при соблюдении стандартных условий (нет сотрудников, доход до 2,4 млн руб. ежегодно и так далее). При этом от ИП можно и не отказываться.

Получить статус допускается любым из способов — через «Мой налог», кабинет плательщика НПД, финучреждения. Алгоритм регистрации стандартный для всех.

Что касается особенностей НПД для ИП, самозанятому нельзя совмещать его с УСН, ЕНВД, ЕСХН или патентом. Отказаться от этих режимов предприниматель должен в течение 30 дней после получения нового статуса. В противном случае самозанятость будет аннулирована.

Поэтому в ИФНС необходимо отправить заявление установленной формы:

  1. Форма № 26.2-8 — для УСН.
  2. Форма № 26.1-7 — для ЕСХН.
  3. Форма № ЕНВД-4 — для ЕНВД.

Если оформлен патент, сразу стать самозанятым не получится — понадобится ждать, пока не истечет его срок действия.

Направить заявление в ИФНС можно через кабинет ИП (задействовав электронную подпись), обычной почтой (заказным письмом с уведомление о вручении и описью вложения), через системы электронного документооборота или при личном посещении ведомства.

После отправки заявления нужно закрыть все вопросы с платежами по предыдущему режиму: сдать декларацию за неполный год с 1 января до даты перехода на самозанятость, оплатить взносы в ФСС и ПФР за этот же период. Работа в новом статусе для бывшего ИП ведется стандартным образом через приложение «Мой налог», личный кабинет плательщика НПД, банковские сервисы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Сайт о бизнесе «Делай своё дело!»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности сайта.